Чуйский тракт
Чуйским трактом называется дорога от Бийска на Горно-Алтайск, уходящая до Ташанты, к самой Монголии. Общая длина более 600 км, это часть трассы федерального значения Новосибирск – Ташанта под номером Р-256. Главная автомагистраль, обеспечивающая связь России с Монголией.
Небольшой экскурс в историю. Строительство трассы началось еще в 19 веке. Обусловлено это было вхождением Алтая в состав Российской империи и, как следствие, увеличением торгового оборота с ним, а также с Монголией. Первое подобие дороги появилось в конце 19 века, но она не отвечала современным требованиям. А уже в советское время появился проект тракта и в 20-х – 30-х годах прошлого века он был построен. Стройка была тяжелой, почти без привлечения техники. Рабочие кирками и лопатами прокладывали путь.
Было привлечено большое число заключенных из концлагерей, которые умирали тысячами от болезней и невыносимых условий труда. Однако, как бы то ни было, в 1934 году дорога была закончена, соединив центральную часть России с отдаленными районами Алтая и Монголией. Кто-то называет её дорогой смерти: очень много было погибших при строительстве, да и сейчас она собирает печальную дань на перевалах и крутых поворотах. А кто-то - дорогой жизни, потому что она дала импульс развитию Алтая. Каждый по своему прав.
А теперь к основным достопримечательностям Чуйского тракта.
Музей Чуйского тракта
У самого начала этой легендарной дороги, в здании Бийского краеведческого музея, находится музей Чуйского тракта. Тут можно воочию познакомиться с историей его проектирования, строительства и развития. Увидеть макет тракта, инструменты, которыми его проектировали и строили, макеты машин начала прошлого века и другие раритетные экспонаты.
Найти музей легко, он располагается в Бийске около моста через Бию и делит собой встречные потоки машин. Перед фасадом установлен так называемый "нулевой километр", с которого начинается Чуйский тракт
Источник Аржан Суу
Недалеко от села Манжерок по правому берегу Катуни есть приток, берущий начало из разломов хребта Иолго. Аржан-Суу в переводе с алтайского – святая вода. Люди давно заметили, что набранная из этого источника вода очень долго хранится. Не зацветает и не портится. Поэтому и дали ему такое название. А дело в том, что она здесь с высоким содержанием серебра. Аржан-Суу является региональным памятником природы. Пить можно прямо из источника: вода чистая, вкусная и полезная.
Рядом с Аржан-Суу находится одноименное кафе, одно из самых старых на Чуйском тракте, а также ряд торговых палаток с сувенирами, травами и продукцией пчеловодства.
Есть у местного населения традиция – на деревья около источника повязывать ленты из ткани светлых тонов. Эту традицию с радостью подхватили туристы, поэтому все ветки покрыты тканью так, что листвы почти не видно. Сложно сказать какой смысл в ритуал вкладывают путешественники, но изначально алтайцы таким образом благодарили природу за ее блага и обещали относиться к ней бережно, уважительно.
Ботанический сад
Расположен в селе Камлак Шебалинского района. Это в 77 километрах от Горно-Алтайска, следующий населенный пункт после Усть-Семы. Уникален тем, что на его территории собраны более тысячи видов растений, представляющих все природные и климатические зоны Алтая. От предгорных долин до альпийских лугов и высокогорья.
На территории сада можно остановиться на ночлег, а также попробовать вкуснейший чай из сбора алтайских трав.
Семинский перевал
Находится на 583 километре трассы Р-256 и служит водоразделом рек Сема и Урсул. Высота 1717 метров, подъем 9 км, спуск 11 км. Признан памятником природы государственного значения. Перевал является одной из самых высоких точек Чуйского тракта - при подъеме можно заметить смену нескольких природно-климатических поясов. От лесостепного внизу до лесного, горно-таежного и высокогорного на вершине. Макушка перевала покрыта зарослями сибирского кедра и можжевельником.
Название перевала по некоторым источникам переводится с тюркского как крепость. Преодоление его в прежние времена и впрямь являлось испытанием, а в непогоду и вовсе невыполнимой задачей. Коренное население Алтая пользовалось неприступностью Семинского и скрывалось за ним от набегов татаро-монгол.
На вершине установлена стела в честь 200-летия вхождения Алтая в состав России.
Здесь расположен лагерь подготовки олимпийского резерва, где тренируются горнолыжники, лыжники, биатлонисты. Во-первых, в условиях высокогорья вырабатывается дополнительная выносливость, во-вторых период устойчивого снежного покрова существенно дольше, чем внизу. Достаточно сказать, что в июне и августе выпавший снег не является уникальным явлением.
Перевал Чике-Таман
Переводится с алтайского буквально как «Прямая подошва». Находится на 659 километре трассы Р-256. Один из самых крутых и эффектных перевалов Горного Алтая. При относительно небольшой высоте (1295 метров), подъем и спуск занимают всего по 4 км! Весь серпантин с многочисленными поворотами путешественники любуются отвесными вырубленными скалами с одной стороны и обрывами с другой.
На вершине оборудована смотровая площадка с невероятными видами. Знаменитый «тёщин язык», с которого начинается подъем, необъятная горная долина под ногами, вершины Тегерекского хребта. Перевал является памятником природы регионального значения.
Со смотровой площадки можно не только увидеть, но и прогуляться по старой дороге перевала. Изначально она была настолько узкой, что не могли разъехаться две телеги. Поэтому путники пешком шли к концу перевала, оставляли там шапку, чтобы навстречу никто не поехал. Эта традиция существовала во всех узких местах Чуйского тракта.
Многие искушенные путешественники считают, что именно за Чике-Таманом начинается настоящий Горный Алтай. С высокими пиками, глубокими ущельями, ледниками и невероятными пейзажами.
Слияние Чуи и Катуни
Место находится в Онгудайском районе на 712-м километре трассы. Здесь встречаются две главные водные артерии Катунского водораздела. В Катунь, пришедшую со стороны Белухи, чистую как слеза младенца, впадает мутная стремительная Чуя, в честь которой и назван тракт. Некоторое время водные потоки – чистый катунский и с примесями чуйский – текут рядом, а затем смешиваются. Дальше Катунь приобретает цвет, знакомый многим. Воды Чуи такого цвета из-за известняковых пород, вымываемых рекой. Ближе к осени уровень воды в реке падает, известняка вымывается меньше и Катунь приобретает свой знаменитый бирюзовый оттенок.
Слияние двух рек считается у коренного населения священным и даже имеет собственное имя Чуй-Оозы, то есть устье Чуи. Так же, как у источника Аржан-Суу, здесь множество повязанных на деревьях и кустарниках ритуальных лент. Можно полюбоваться на каменные пирамидки, называемые обоо таш.
Гора Ак Бом
Находится в Онгудайском районе возле села Белый Бом. Собственно, Ак Бом так и переводится с алтайского. Гора представляет собой отвесную скалу почти белого цвета из мраморного известняка высотой около 500 метров. Раньше гора так близко подходила к Чуе, что не могли разъехаться две машины, но во второй половине 20 века часть горы взорвали и теперь дорога безопасна.
В горе находится разветвленная пещера глубиной 146 метров. Вершина признана памятником природы регионального значения.
Во время гражданской войны здесь проходили бои, о чем свидетельствует памятник геройски погибшим красногвардейцам. В районе Ак Бома их окружили белые и расправились с ними, сбросив прямо со скалы в реку.
Чуть подальше села по Чуйскому тракту стоит памятник Кольке Снегиреву. До сих пор идут споры – был герой песни «Есть по Чуйскому тракту дорога…» реальным человеком или это вымышленный персонаж.
В селе Белый Бом у ручья Садаклар оборудован фонтанчик. Туристы здесь пьют и набирают воду с собой.
Северо Чуйский хребет
Место обязательное для посещения. Подробнее о нем написано здесь: Горы Алтая
Заключение
Несколько советов в дорогу водителю. Надо позаботиться о своевременных заправках - дорога длинная и АЗС встречаются не на каждом шагу. О состоянии колес – хоть покрытие и отличного качества, но постоянные подъемы, спуски, повороты предъявляют высокие требования к шинам. О состоянии тормозной системы – ей на перевалах придется нелегко. О собственном самочувствии – усталость или недомогание могут сыграть злую шутку в пути. И главное: внимание, внимание и еще раз внимание за рулем. Эта дорога не прощает самоуверенности и легкомыслия.